Взято с сайта http://www.lki.ru/

Автор материала:
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (64) март 2007 вид для печати
Гоблины и орки
Кто нагло вкушает бессмертие —

А Трор навеки умолк?

Кому извечный товарищ —

Блохастый и хищный волк?

Это гоблины!

Они мешают мне жить!

А. Курганов

Сегодня мы поговорим о порождениях ночи, огромных ужасных гоблинах... или, быть может, маленьких и забавных? Об этих жутких серокожих — или зеленокожих? Или черных? — орках и о том, чем они отличаются друг от друга. Если вообще отличаются... Стоп! Как говорила мудрая птица Додо — уже начинается путаница! Чтобы распутать этот клубок, нам придется начать с самого начала.

Как они вышли из Холмов
На том самом месте, где Дан изображал Пака, дети увидели маленького, коричневого, широкоплечего человечка с торчащими ушами, курносым носом, косыми голубыми глазами и смеющимся лицом. Он заслонил лицо от солнца, как будто наблюдал за Основой и другими героями Шекспира, и низким голосом (именно таким голосом три коровы просят, чтобы их подоили), начал:

Что здесь за сброд мужланов расшумелся

Так близко от царицы? Ба, тут пьеса!

Р. Киплинг, «Сказки старой Англии»

С давних-предавних времен, еще до переселения саксов в Британию, германские племена центральной Европы нет-нет да и встречали загадочных существ, заведомо не принадлежавших к человеческому роду.

Отличить их от всяческой другой живности можно было по серо-бурой коже, удлиненным остроконечным ушам и мелким черным глазкам; ростом они были тогда не выше, чем в половину человека; по разным источникам, от 30 до 80-90 см.

Warhammer: Mark of Chaos: так выглядит гоблин «в упор». 
Это интересно: почему-то в нашей стране бытует миф, будто в средневековье люди были намного ниже, чем сейчас. Ничего подобного. Для германца тех времен в двух метрах роста не было совершенно ничего необычного. Малорослый народ проживал в Европе в XVII-XIX веках, в некоторых странах «карликовый» период пришелся на эпоху Возрождения, но в Темные века встречались настоящие великаны.

В отличие от карлика, у гоблина нет бороды, а есть только маленькие бакенбарды, в крайнем случае — крохотная «козлиная» бородка, да и волосы у него не белые, а черные и курчавые. Сложены гоблины иначе, чем карлики и гномы: при коротком туловище у них длинные руки и ноги, ходят они пригнувшись и слегка вразвалочку. Насчет носов авторы расходятся: кое-кто описывает здоровенные — не хуже, чем у карлика или даже тролля, но чаще встречаются скромные курносые рыльца.

Одевались гоблины в те времена весьма скудно: чаще всего им хватало одних штанов, а верхнюю часть тела они оставляли неодетой (по некоторым данным — предпочитали разрисовывать краской). Цвет кожи гоблинов отлично подходит для маскировки в грязи, на палой листве, на фоне хвороста или древесного ствола. И штаны у них обычно той же окраски.

Где найти гоблина
Гоблины-одиночки селились обычно неподалеку от людей и часто брали на себя роль своего рода «паразитов»: обживали, допустим, амбар, подворовывали зерно, доили хозяйских коров и так далее. Впрочем, если гоблинов не ущемляли, а честно предлагали их долю — могли и помочь человеку, к примеру — вылечить больную корову или залатать прохудившуюся крышу. А также предупредить заблаговременно об опасности — скажем, набеге соседей или наводнении.

Были и другие, которые жили в лесных норах; эти порой были не прочь поохотиться на человека. Конечно, не в открытую, а по-подлому, как охотится и сам человек: с помощью силков, капканов, ловчих ям. Или — запутав человека криками и болотными огнями, чтобы он увяз в трясине, откуда его потом можно будет безбоязненно выковырять и съесть.

По всей видимости, гоблины эти во многом напоминали наших домовых и леших. Не исключено, что были с ними в родстве...

Впрочем, те, о ком мы сейчас говорили, — изгнанники и отщепенцы гоблинского рода. У них было «где-то под Холмами» (то есть в стране волшебных существ) собственное королевство. Монарха этой страны чаще всего звали Гоб (Ghob). «Королевские» гоблины вели совсем другую жизнь, обитали в собственных домах и порой вели войны — чаще всего в союзе с троллями против короля эльфов, иногда — против гномов или карликов, изредка воевали и с людьми. Впрочем, многие отмечали, что гоблины не столько воинственны, сколько мстительны; обид они никогда не прощали и платили за них сторицей.

Область распространения этого народа, по-видимому, такова: Британские острова, Дания, Германия, Нидерланды, юг Скандинавского полуострова, Альпы, Бургундия и северо-запад Франции (где их еще называли лютенами).

Гоблины в быту

World of Warcraft: гоблины за работой. 
Изо всех ремесел гоблины были сильнее всего в варке разнообразных зелий и напитков. По некоторым данным, они (а вовсе не король Гамбринус) изобрели эль, пиво, мед и чуть ли не виски...

Поесть и выпить они всегда любили; из продуктов предпочитали грибы, козье и лошадиное мясо и молоко (коз они разводят, а лошадей — крадут); в суровых северных условиях научились изготовлять что-то вроде пряностей. Но, как уже говорилось, некоторые не прочь отведать человека, а также эльфа или другое разумное двуногое. Если вы попадете на стол к гоблину, то можете твердо рассчитывать на то, что вас приготовят по всем правилам кулинарной науки.

В отличие от многих обитателей Холмов, гоблины даже в те времена совершенно ничего не имели против железа — правда, делали его не слишком качественным. Посуду предпочитали не глиняную и не деревянную, а оловянную, как добропорядочные бритты.

А вот золото гоблины не обрабатывали, зато отлично умели его находить. Как правило, отыскав клад (или прорыв подкоп к чьей-нибудь кубышке), они не пользовались добытым, а перепрятывали на черный день. Украшения, впрочем, иногда носили.

Мечи и магия
Обычное вооружение гоблина тех времен — копье и дротик, иногда — лук или дубина, изредка — длинный рубящий меч, наподобие галльского, но слегка изогнутый. Нередко дротики и стрелы смазывали ядом, правда, не слишком сильным. Жестоко ошибался, однако, тот, кто считал малый рост гоблина признаком хилости; ему вполне хватало силы и на кузнечный молот, и на рукопашный бой, а многие описывали «железную хватку» или «могучий удар» гоблина. Так что человеку они в этом отношении вряд ли особо уступали.

Имелись среди гоблинов и маги — обычно чарами занимались у них женщины, и мало кто лучше них разбирался в волшебных зельях.

Вообще надо отметить, что гоблины — весьма и весьма волшебный народец; с магией они связаны не менее тесно, чем эльфы. Правда, изрядная часть их сверхъестественных талантов весьма непрактична, вроде умения сквашивать смехом пиво и молоко, одним движением заплетать конский хвост в сорок семь косичек (в сорок шесть — никак невозможно) или удлинять язык так, чтобы, не сгибаясь, облизывать собственные пятки.

Но есть и более ценные в быту способности; так, например, подпрыгнув (или хихикнув), гоблин может заставить фрукты либо орехи осыпаться с ветвей. Жить собирательством этот фокус очень даже помогает! От преследователя многие гоблины умеют спасаться, заставив свои ноги оставлять следы копыт, причем ведущие в обратную сторону; маскировочные чары заставляют их сливаться с землей, хотя, между нами говоря, при их окраске это и так нетрудно. А еще гоблины всегда в курсе всех дел: они знают способ общаться с привидениями, духами и даже просто мертвыми телами.

Ну а по боевой части, кроме зелий, гоблины порой могут «порадовать» огненными заклятиями. Не такими, как любимый народом огненный шар, а поджиганием травы под ногами или даже одежды на противнике. Есть сведения, что гоблины способны приручить саламандру или какое-то родственное ей существо, верней всего — элементаля.

Историки идут по следу
Всякой твари, 
Шотландцы и пикты. 
чье право на существование оспаривает современная наука, та же наука старается найти рациональное объяснение. И вот прообраз гномов находят в древних рудокопах Рура либо в лангобардах-«длиннобородых», огров — в гориллах и белых медведях, а драконов — в динозаврах (хотя палеонтологи и утверждают, что это полная дичь).

Как правило, такие объяснения существуют во множестве вариантов, и выбрать из них один мудрено — все они вилами по воде писаны. А вот гоблинам в этом отношении повезло: популярна одна-единственная версия, и у нее есть неплохие обоснования.

Истории про гоблинов, как утверждают сторонники этой теории, в массе своей появляются в V-VI веках нашей эры. А это — время вторжения в Британию саксов, ютов и других германских племен.

До германцев в Британии жили кельты; среди кельтских народов один из самых известных — пикты.

Слово это означает на латыни «раскрашенные» и отражает манеру пиктов разрисовывать свою кожу; примерно так же поступали и гоблины. Кое-кто отмечает их коричневатую кожу и привычку ходить сгорбившись.

Но главным доводом в пользу этой гипотезы служит... национальный промысел гоблинов: варка эля и других замечательных напитков. И — их маленький рост. Помните, у Стивенсона:

Из вереска напиток

Забыт давным-давно.

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

В котлах его варили

И пили всей семьей

Малютки-медовары

В пещерах под землей.

Похоже? Но только «малютки» эти — не гоблины, а пикты. Ростом они были заметно меньше и саксов, и соседних кельтских народов.

Все ли можно этим объяснить? Не факт. Но во всяком случае, концы с концами сходятся тут намного лучше, чем в большинстве подобных версий.

Как малыш вырос
Озябшие, напуганные, мокрые, они слонялись по приютившим их кораблям, говорили, что теперь от похода нечего ждать добра, что гибель «Злого медведя» — дурное предзнаменование, что гобелин — злой морской демон — чем-то прогневан моряками флота его величества короля Швеции. По эскадре полетел слух о том, что Бирге Кизиловая нога прошедшей ночью сам видел гобелина, который ему напомнил, что при погрузке в Стокгольме «Злой медведь» наклонился на правую сторону, а это, как известно морякам, ничего хорошего не предвещает.

И матросы на эскадре шептались:

— Не лучше ли повернуть назад?

— Если бы гобелин и святая Бригитта не сговорились между собою...

Ю. Герман, «Россия молодая»

С годами многие обитатели Холмов стали казаться людям меньше, чем в те времена, когда они встречались часто. В историях, написанных в шекспировские времена, то и дело встретишь гнома двух вершков ростом, или эльфа, живущего в цветочке, или другую подобную гнусную мелюзгу, нимало не похожую на своих почтенных предков.

Не то — с гоблинами: напротив, год от года они росли и крепли, но не скажу, что хорошели...

Последний деятель этой эпохи,       
Гоблины из Magic: the Gathering — воплощение
хаоса, суматохи и опрометчивости. 
у кого гоблин выглядит так, как ему и подобает, — Шекспир, который в пьесе «Сон в летнюю ночь» показывает довольно-таки «классического» Пака. А вот авторы позднего средневековья и Ренессанса описывают гоблинов в 2-4 метра ростом и до полутонны весом. Кожа их постепенно посерела, а у некоторых — поросла густым волосом. Самые неприятные экземпляры обзавелись рожками.

Кое-кто переселился под воду, вытеснив из экологической ниши морских чертей; эти приучились топить корабли и командовать стаями акул. Вплоть до середины XVIII века моряки Англии, Голландии, Швеции, Дании, Гамбурга жертвовали морским гоблинам что ни попадя и плевать хотели на недовольство этим фактом всех существовавших тогда церквей.

Другие популяции гоблинов начали делить территорию с троллями или даже кобольдами, закопались в глубокие шахты и научились время от времени превращаться в камни.

Колдуны и чернокнижники задумываются о том, нельзя ли вызвать гоблина в пентаграмму посредством каких-нибудь ритуалов; алхимики же пытаются взрастить его, словно гомункулуса, в пробирке.

Их начинают путать не только с демонами и гомункулусами, но даже... с вампирами. Кавардак все растет; и это при том, что свидетельств тех, кто видел гоблина самолично, все больше и больше! Того же морского «гобелина» наблюдали тысячи; недаром в него верили так крепко.

О том, чтобы с гоблином — в случае чего — сразиться, бравые вояки и матросы даже не помышляют. Только — подкупить. Ведь всякому известно, что оружие гоблина не берет, пули отскакивают, клинки ломаются. Самые отважные уповают на молитву и крест, но таких совсем немного...

К XIX веку гоблинов становится заметно меньше; сперва они перестают попадаться на глаза мореплавателям, а потом начинают прятаться и от рудокопов. Хотя в Ирландии, на окружающих Британию островах и порой на полудикой американской земле их время от времени еще видят.

Как пришли орки
Мы — Орки в первом поколенье,

Мы — Авари; и наше пенье

Еще звучит без озлобленья

Через листву.

И мы пойдем считать ступени,

И добредем до некой Тени,

И забредем в нее, и сменим

Свою судьбу.

А. Несис

В начале XХ века гоблины почти забыты; память о них оживляет Редьярд Киплинг. Его знаменитые «Сказки старой Англии» (они же «Пак с Волшебных холмов») вновь показывают нам шекспировского Пака и говорят еще кое-что о его народце. Но — немного.

А еще через 30 лет, в 1937-м, выходит в свет «Хоббит, или туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкина. Вот где гоблины развернулись во всей красе. Буйные, злобные и ненавидящие все живое, как гоблины XVII века, сгорбленные, словно гоблины VII столетия, они заняли в этой истории весьма существенное место.

Тем печальнее, что о внешности гоблинов из этого рассказа мы узнали совсем немного. Ходят они пригнувшись, это факт. Ступни очень большие — это не раз отмечалось. Бильбо пишет, что они были «огромные-преогромные», но это для него, хоббита, — а дальнейшие тексты это вроде как не совсем подтверждают.

Зато о нравах и обычаях этого народа мы узнали больше...

Гоблины, надо сказать, жестокие, злобные и скверные существа. Они не умеют делать красивых вещей, но зато отлично делают все злодейское. Они не хуже гномов, исключая наиболее искусных, умеют рыть туннели и разрабатывать рудники, когда захотят, но сами они всегда грязные и неопрятные. Молоты, топоры, мечи, кинжалы, мотыги, клещи и орудия пытки — все это они прекрасно делают сами или заставляют делать других. Другие — это пленники, рабы, которые работают на них, пока не умрут от недостатка воздуха и света. Не исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые доставляют неприятности человечеству, особенно те, которые предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз. Механизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов.

С той же поры мы твердо знаем, что гоблины в союзе с волками и не прочь порой на своих союзниках покататься — именно так они явились на Битву Пяти Воинств. Волки, впрочем, не совсем обычные: это варги, или ворги, существа разумные, злокозненные и не слишком-то верные. Если военная удача на их стороне — варги пообедают побежденными, а если нет — своими всадниками...

Любимое вооружение орков: кривой меч, щит, лук (или дротики). Иногда в ход идут дубины либо копья.

Гоблины сразу же приковали к себе внимание человечества; скоро об их нравах и обычаях начнут писать (а также рисовать, снимать фильмы и так далее) все, кому не лень.

Как говорит в своих хрониках коллега Хорев:

До вторжения орков оставалось 17 лет.

Гоблины сбрасывают маски
На первых же 
Полуорк Сарумана на игровой карте. 
страницах «Властелина колец», увидевшего свет в 1954 году, мир с удивлением прочел, что негодяи, подкараулившие отряд Торина в Туманных горах и впоследствии напавшие на гномов, эльфов и людей у Долгого озера, — вовсе не гоблины, а орки.

Нет, это не переименование; слово «гоблин» во «Властелине» присутствует. И обозначает оно «орков и их родню». Оркоидов, как сказали бы составители монстрятников. «Родня» у орков получается, похоже, в силу скрещивания (и, насколько мы можем судить, едва ли добровольного). Так, например, полуорки Сарумана — Углюк и компания — это гоблины, но не орки. Однако об этом — чуть ниже.

Итак, позвольте вам представить: орки. Рост: примерно футов пять-пять с половиной, с невысокого человека, но ходят они сгорбившись, а потому кажутся ниже. Плечи немного шире человеческих. Руки по длине почти не уступают ногам. Цвет кожи: чаще всего коричневый, иногда землисто-желтый, изредка серый. Часть орков густо покрыта курчавой шерстью, так что цвет их кожи вообще не разглядеть. Большие ступни и ладони. Глаза раскосые, носы сплющены.

Диета орков очень проста: мясо. Можно звериное, можно человечье, а то и собственных соплеменников.

Орки весьма многочисленны — при том, что гибнут на полях сражений тысячами, да и во внутренних раздорах жертв немало. Это потому, что они быстро размножаются — дети у них рождаются часто и помногу.

В темноте они видят отлично, а вот на ярком свету в лучшем случае подслеповаты, а то и страдают от него, как от жгучего холода или изнурительной жары. Это касается чистокровных орков, сарумановы гоблины данного недостатка лишены и равно хорошо видят днем и ночью. Слух у них более-менее обычный, а часть орков (те, что помельче) могут неплохо пользоваться нюхом.

Тайны происхождения
В происхождении орков есть две основные версии. По первой, в орков были перекроена часть эльфов — тех, что не пожелали идти на Запад за Светом Амана. Они назывались «авари», то есть «не пожелавшие». Они-то, поддавшись влиянию Моргота, были им перерождены.

Другая версия — ее озвучивает Древобород — относится к эльфам более уважительно. Дескать, орки — это подделка под эльфов, подражание им и противовес в войне. А тролли — такая же подделка под энтов. Правда, не совсем понятно, что могло послужить материалом для таких подделок, если не сами эльфы и энты: ведь дать своим созданиям «с нуля» какую ни на есть самостоятельность Моргот едва ли мог. По крайней мере, почти равный ему Ауле не смог сам оживить гномов — потребовалась помощь Эру Единого.

А если поговорить о происхождении слова «орк», то тут версий еще больше. Среди возможных «источников» значатся:

римский бог (впоследствии демон) Orcus. Он, между прочим, фигурирует и в D&D как инфернальный покровитель некромантии. В староанглийском это имя трансформировалось в orc — демон;

огр-людоед — его порой в сказках, словно забывшись, именуют орком;

жители Оркнейских островов, по ряду легенд — злобные и неуживчивые;

кит-убийца, именуемый по-латыни Orca;

персонаж Уильяма Блейка — странное существо по имени Орк, впрочем, вполне положительный;

самая обыкновенная свинья (по-гэльски — орк, сравните с английским pork — свинина)...

Какой из этих вариантов правильный? Сам Толкин рекомендовал, если уж верить в один из них, то выбирать вариант староанглийского демона. Но вообще-то он этого не подтверждал. Быть может, оно и впрямь происходит из эльфийского?

Кто есть кто в орочьей армии
Будем честны: 
Lineage II: высший орк. 
«Властелин колец» порядком запутал своих поклонников. Читали его сотни миллионов, миллионы всматривались в каждую букву — и все же среди прочитавших бытуют такие представления о средиземских реалиях, что мало не покажется.

Вот, к примеру: что такое «урук-хай»? Спросите двадцать человек (из тех, конечно, кто знает о Средиземье) — и девятнадцать, если не все двадцать, ответят: «Орки Сарумана». И будут, как говорится, в корне неправы.

Дело в том, что орки делятся на два больших типа (это не столько биологический вид, сколько социальный статус): уруки и снаги. Прошу простить за мордорское наречие, но что прикажете делать, если ни на один приличный язык это не переводится?

Урук — это боевой орк. Он заметно крупнее снаги, сильней физически и занят исключительно войной. Гришнах, Горбаг, Шаграт — все эти персонажи «Властелина», безусловно, уруки.

Снага же в переводе с мордорского — «раб». Это орки, которые не доросли до заслуженного места в орочьих армиях, и если сопровождают войска — то во «вспомогательном» качестве: как проводники, ищейки-нюхачи, фуражиры, повара и так далее. Снага перед уруком — пыль, хотя бывают редкие исключения. Воевать снаги, в принципе, могут, но делают это редко и вооружены обычно легко.

Урук-хай — это собирательное множественное число от слова «урук», а вовсе не какой-то особый вид. В русском языке нет собирательного числа; оно неплохо передается, например, суффиксом «ств» (крестьянин — крестьянство, человек — человечество). Урук-хай, соответственно — совокупность уруков. В языке эльфов, кстати, та же грамматическая форма образуется при помощи суффикса «-рим» («рохиррим», «харадрим»). Не стоит ставить эти слова во множественное число («харадримы»), получится нелепость. Лучше пишите просто «харадцы».

Называя себя и своих бойцов «урук-хай», Углюк претендует на принадлежность к урукам; на тот момент оспаривать это некому, хотя, по мнению Древоборода, Арагорна и других специалистов, он и подобные ему — вообще не орки, хотя безусловно принадлежат к гоблинскому племени.

Враги рода человеческого
Многие орки служат темному властелину Саурону (а до того — Морготу) непосредственно; другие же живут разбоем или подчиняются более мелким злодеям, но фактически все равно льют воду на мельницу Саурона.

World of Warcraft: орочья воительница. 
В Средиземье бытует твердое убеждение, что договариваться с орками, заключать мир и так далее бессмысленно; и это подтверждают факты. Некоторые, впрочем, пытаются это сделать, но не из гуманистических соображений: это работает примерно как сделка с чертом в христианской традиции.

У орка — во всяком случае, взрослого — нет никакого морального выбора. Он уже сделан — раз и навсегда. И ошибкой будет приравнять их к свободным народам: у них, как и у всевозможных демонов, все главные решения уже позади. Они душой и телом принадлежат Саурону либо Морготу, и «одуматься» способны не более, чем, скажем, упырь или другие виды классической нежити.

Своим властителям орки по-своему преданы, но это вовсе не мешает устроить среди своих кровавую склоку — например, при дележе трофеев или за право доложить об успехе «наверх».

Воюют орки неплохо, но отчасти «по-варварски»: люди, гномы и особенно эльфы при мало-мальски равных силах обычно берут верх. Орков с большим трудом удается научить дисциплине; храбростью они тоже не слишком отличаются (пытаются восполнить ее нехватку свирепостью, но стоит делам пойти плохо, и орочьему вождю очень трудно удержать войска от бегства).

Снаряжение у них вполне приличное (и зачастую вдвойне опасное из-за яда), но ничего сверхзамечательного, вроде эльфийских мечей или гномьих кольчуг, в их оружейнях не производится.

Что же касается фехтовальных навыков, то с героем эльфов или людей они не сравнятся, но простому ополченцу лучше не сталкиваться с орком один на один. Стреляют так себе — меткость посредственная.

Короче говоря, чаще всего орки берут числом.

Как позеленела кожа
Всякий, кто играл в компьютерные игры, знает: и орки, и гоблины — зеленого цвета. Редкие исключения только подтверждают правило.

Как же это получилось? Ведь у Толкина они какие угодно, но точно не зеленые. Что подвергло орочье племя этой причудливой мутации?

D&D и все-все-все
Новых авторов фэнтези, а также ролевых игр, образ орков очень радовал. Всем, кроме одного: желтоватая кожа в сочетании с раскосыми глазами заставляла задуматься о расизме.

Толкин, безусловно, расистом не был; вопрос о том, «что подумают», его просто не волновал (и правильно: почти никто не подумал ничего дурного). Но для авторов меньшего таланта, а также для разработчиков ролевых игр вести себя так же было бы опрометчивым шагом.

Орк из Dungeons & Dragons. 
Альтернативу подсказал сам Толкин — и орки в D&D, а затем и в десятках книг сделались буровато-серыми. Раскосые глаза тоже исчезли, а идея сгорбленной походки и длинных рук получила дальнейшее развитие: орки стали сильно смахивать на питекантропов, какими их обычно представляют. Скошенный обезьяний лоб, маленькие глазки... Плоский нос и избыток шерсти уже были у Толкина; в общем, доработать оставалось совсем чуть-чуть.

Логично было сделать и следующий шаг: орков лишили всякого приличного снаряжения, всей легендарной изобретательности, окончательно превратив их в свирепых варваров. Злобность «новым оркам» по-прежнему свойственна, но в ней не осталось ничего инфернального: просто дикари, что с них возьмешь?

В обилии расплодились полуорки — они унаследовали грубость своей родни, но не чужды свободы выбора и порой бывают настроены доброжелательно.

(Вообще, в D&D и порожденных ею книгах «полукровок» просто неприличное количество. С давних пор игрок может по желанию создавать персонажей-полуэльфов, с третьей редакции легализовали и полуорков. В итоге «гибридов» развелась уйма.)

А что же гоблины? А их — именно в этот момент — с мясом оторвали от орков, сделав совсем другим народом. Мельче, бестолковей (хотя куда уж еще?), трусливей и даже не очень близко сродни оркам.

Если орки порой способны создать героям настоящую проблему, то гоблины, как правило, просто мелкая неприятность, наподобие шакалов. Испугаться гоблина герою в принципе «не дано», разве что их привалила пара сотен. Полное отсутствие дисциплины довершает картину: чтобы брать числом, нужно хоть подобие организации.

Почему гоблины не вымерли — при том, что злобными их считают абсолютно везде, а противопоставить людям, эльфам или гномам они ничегошеньки не могут? Загадка природы.

Дети Горка и Морка
В самом начале 1980-х годов первые орки и гоблины позеленели. Заслуга в этом, по-видимому, игрового мира Warhammer.

Там и орки, и гоблины собирательно называются Greenskins — зеленокожие. Гоблины — это те же орки, только помельче; по некоторым данным, гоблин, который проживет достаточно долго, дорастает до орка: зеленокожие растут всю жизнь, 
Настольный Warhammer: орочья «свинница». 
пока ее не оборвет чья-нибудь стрела или меч.

Самые крупные и живучие могут стать черными орками — они уже почти не зеленые, а также обладают большим количеством мозгов, чем обычно отведено представителям этого племени. Есть и еще более низкое звено цепочки, чем гоблины, — снотлинги; они ростом с кошку (гоблин человеку примерно по пояс, орк же и выше, и крепче человека).

Орки и гоблины Warhammer окончательно отказались от роли «вселенского зла». На это есть Хаос, на вспомогательных должностях — крысюки и нежить. Орки и иже с ними — лихие ребята, которым в драке нравится сам процесс. Причин для драки не требуется. Если не под душе рожа соседа — надо подправить ей челюсть (и что с того, что вы с соседом маршируете в одном строю по полю боя?). А война, по мнению орков и гоблинов, доставляет столько радости всем заинтересованным сторонам, что только полный кретин откажется от этого замечательного развлечения. Кроме того, после войны обычно бывают потери, а это значит, что выжившим достанется больше жратвы!

Зеленокожее племя одержимо идеей, именуемой «Waaagh!» (ни на один язык непереводимо в принципе). Смысл его можно очень приблизительно передать пушкинской строкой: «Ура, мы ломим!» Воодушевление, которое охватывает орков и гоблинов в драке, имеет религиозный и магический смысл: так, например, из него берут свои силы шаманы зеленого народа.

От махания мечами и кулаками орки пьянеют, и это (обычно) не дикая ярость берсерка, а хмель и кураж. В стрельбе радости куда меньше: ведь ты не чувствуешь, как она втыкается! А потому стрелки из зеленого народа получаются препохабные, и те, кому досталась эта работенка, считают себя неудачниками. В самом деле, участвовать в сражении и не сломать ни одной челюсти — это просто издевательство! Как говорил один орочий вождь: «Если бы Морк хотел, чтобы орки стреляли, он прежде научил бы нас есть мясо, лежащее за сто шагов!»

Горк и Морк — боги орков, они же воплощенный Waagh. Какой народ, такие и боги. Поклоняются им, как уже говорилось, шаманы, которые несут волю Горка и Морка в массы; воля эта обычно сводится к чему-то вроде: «Время бить морды, парни!»

Особая роль на поле боя отведена черным оркам: они — единственные, кому смутно знаком смысл слова «дисциплина», и не подвержены склокам в собственных рядах. Более того, зеленые собратья боятся их настолько, что порой распри останавливаются просто благодаря своевременной демонстрации желтых клыков на черной роже.

Языка своего у орков нет; вместо этого используется ломаный всеобщий. Переводить их названия — мука мученическая: рода войск называются в духе «Arrer Boyz», «Big'Uns» и так далее. (Причем жестоко ошибаются те переводчики, 
Warhammer Online: орк-шаман. 
которые пытаются решить проблему с помощью современного интернет-сленга — получается совсем не тот эффект, что в английском.)

У Толкина, как мы помним, орки ездили исключительно на волках (и позор тем игровым дизайнерам, что в Средиземье посадили их на пауков и прочую пакость). Здесь волки достались гоблинам: тяжелую тушу орка бедная псина не снесет. Для орка предназначен боевой хряк: клыкастая вонючая тварь, у которой, как ни странно, мозгов еще меньше, чем у ее хозяина.

Гоблины, помимо волков, освоили загадочную пещерную нечисть — сквигов (что-то вроде прыгающих головастиков). Северные гоблины — гноблары — служат ограм и получили от них в качестве средства передвижения шерстистого носорога, которого запрягают в большую колесницу-катапульту.

В бою орки полагаются на «рубила» (тяжелые и грубо откованные тесаки), а гоблины — на копья или стрелы; кроме того, среди гоблинов есть нажравшиеся ядовитых грибов фанатики, которые носятся по полю битвы с гигантским цепом в лапах. Вообще, многие особые виды войск зеленокожих — фанатики, сквиги, дружественные великаны — действуют по принципу «на кого Горк и Морк пошлют». Бывает, что и на своих: Горк и Морк довольно близоруки.

Интересна эта вселенная еще и тем, что от нее отпочковался Warhammer 40000: в далеком будущем орки тоже чувствуют себя прекрасно. Гоблинов, правда, переименовали в гретчинов, но им, бедолагам, не привыкать.

Ученые объясняют Waagh и прочие особенности орочьей психики тем, что в них квартирует симбионт — гриб или водоросль; он же и окрашивает в зеленый цвет их шкуры.

С тех пор зеленую кожу взяли на вооружение все. А вот Waagh и общее сумасшествие орков, кажется, остается только в Warhammer.

Пришельцы из Драэнора

HoMM IV: кажется, орка немного перепутали с минотавром? 
Одна из самых проработанных игровых вселенных — Азерот, мир серии Warcraft. Там орки и гоблины — совершенно разные расы, хотя те и другие зеленокожи и, возможно, отчасти сродни друг другу.

Соотношение размеров у них примерно такое же, как в Warhammer, но гоблины вовсе не играют роль «подай-принеси» при орках. Это — раса безумных механиков, сильно напоминающая карликов Кринна, обитателей горы Небеспокойсь. Они изобрели дирижабли и разные хитрые устройства, а управляют ими не короли и не военные вожди, а... торговые компании (самые известные — Steamwheedle Cartel и Venture Trading Company).

Орки же — пришельцы из мира Драэнор; когда-то заядлые пацифисты, они были совращены демонами. Однако не окончательно. Впрочем, эту историю подробно излагает в своем эпохальном труде Тимур Хорев.

Главное, что орки, хоть и побывали пособниками демонов, изрядно повоевали с людьми и гномами, убили Ценария, бога ночных эльфов, и вообще порядком накуролесили, не могут не только считаться злом в чистом виде, но даже не относятся ко злу в том смысле, в каком к нему можно причислить полоумных орков из Warhammer. Они вовсе не чужды благородства, и борьба Орды (в которой они играют центральную роль) с Альянсом, если смотреть на нее с позиций Орды, — это не битва зла с добром, а противостояние отважных индейцев бледнолицым захватчикам. Разве что кожа не красная, а зеленая, но велика ли разница?

Орки в давней дружбе с троллями Темного Копья, а с некоторых пор — еще и с тауренами-минотаврами (и это именно дружба, а не просто военный союз), и ко всяческой гнуси — демонам, нежити Бича и так далее — относятся не лучше, чем люди. Правда, есть еще орки Черной Скалы... но в Азероте вообще мало что оказывается слишком простым.



Орки начинали, как мы видим, с демонических существ, а поднялись до вполне положительных личностей (разве что немного чересчур склонных разрешать вражду силой). Орки Азерота — последнее на сегодняшний день звено в эволюции вида. Что будет дальше? Поглядим.

Настало, похоже, время меняться и для гоблинов. Они побывали домовыми и чудищами, мелкими злобными тварями из подземелий и сумасшедшими учеными; госпожа Роулинг не так давно сделала из них банкиров и букмекеров волшебного мира. Во всяком случае, унизительную роль «тренировочных кукол для меча героя» они явно переросли.

Родня
Гоблины и орки не одиноки во Вселенной. У них есть множество родичей, подобий и так далее. Генеалогию таких племен мало кто всерьез изучает, но сами народы описаны довольно неплохо.

На заметку: читатель может спросить, почему в списке нет кобольдов. Это объясняется просто: кобольды изначально нимало не сродни гоблинам, и даже мутации, которым их подвергли в D&D-мирах, не приобщили их к «гоблинскому содружеству наций».

Хобгоблины
   
В первых «Героях» на роль орка пробовался, видимо, Весельчак У, а гоблины прибыли с островов Тихого океана. 
Говорят, когда-то хобгоблины были самыми миролюбивыми из гоблинского племени: они довольствовались жизнью типичных домовых или не слишком агрессивных леших. Есть сведения, что упомянутый уже Пак — тоже по сути своей хобгоблин.

Сегодня это — типичные гоблины D&D-типа (серокожие, донельзя трусливые), однако покрупнее, посильнее, малость поумнее и чуть-чуть храбрее остальных. Неизвестно в точности, другой ли это биологический вид или просто гоблинская элита — как уруки в Мордоре или черные орки в Warhammer.

Иногда хобгоблины живут обособленно, иногда возглавляют гоблинские кланы; но на войну они чаще всего идут в союзе с гоблинами. Это вполне понятно: ведь на войне убивают, и лучше потратить запас стрел врага на бестолковую мелюзгу. Хобгоблины вступят в дело, когда настанет решительный момент. И только при условии, что будут приличные шансы на победу.

Если кто-то думает, что гоблины при этом проявляют себя более храбрыми, чем хобгоблины, то напрасно: просто они боятся своих сородичей больше, чем врага. И правильно: люди их только убьют, а на что способен хобгоблин — этого вам лучше не знать.

По части вооружения хобгоблины очень любят булавы и моргенштерны, иногда соглашаясь на традиционные кривые мечи. Причины пристрастия к ударному оружию ксенопсихологи пока не выяснили.

Это интересно: любители фантастических рассказов могут припомнить семейку забавных «сверхчеловеков» — Хогбенов, описанных Генри Каттнером. В этой фамилии многие усматривают прямой намек на слово «хобгоблин». Возможно, в Британии рассказы о хобгоблинах пошли именно после возникновения «хогбенской мутации»?

Буки
Буки, они же багберы (bugbears), или бугабу, ведут свое родословие от тех неопределенных тварей, которыми пугают детей по ночам. У-у-у, сейчас придет страшный бука!

Но если бука и впрямь придет, то ребенка ожидает примерно следующее зрелище: гигантский, два метра с лишком, гоблин с черно-серой (грифельного оттенка) кожей, волосатый (часто шерстью порастает почти все лицо), чуть сгорбленный, но богатырского сложения. В руке его, как правило, булава или топор, реже меч.

Бука намного сильнее гоблина (хотя до огра не дотягивает), но никоим образом не умнее. Большинство их либо буйные дикари-берсерки, либо хитрые хищники, специалисты по засадам и ударам в спину. Исключительная глупость этих созданий приводит к тому, что более хилые хобгоблины, а равно и орки нередко используют их как пушечное мясо.

Описаны эксперименты по применению на войне бук для переноски тарана. Успехом опыты не увенчались: не удалось объяснить букам, что тараном надо бить ворота, а не защитников крепости.

Dawn of War: орк в эпоху высоких технологий. 
Ороги
Орог — это помесь орка с огром. Ростом под два метра, могучего сложения, относительно разумные и крайне дисциплинированные ороги служат элитой орочьей армии, а также наводят порядок среди своих сородичей. В общем, играют примерно ту же роль, что черные орки Warhammer.

Ороги в бою берут не столько грубой силой (хотя и ее в достатке), сколько боевой выучкой и знанием тактики разных рас. Интересен способ, которым ороги обучаются этому знанию. Молодые ороги в своем племени пребывают в крайне низком социальном положении; чтобы улучшить его, они собираются в наемные отряды и продают свои мечи любому, кто предложит приличную цену. Возвращаться в племя можно после того, как орог заработает себе на тяжелые латы, качественное оружие и так далее; удачливый наемник, вернувшийся домой, занимает уже совсем другое место в обществе — выше стоит только вождь да еще шаман.

Одонты
В свое время в D&D-мирах появилось множество рас, отличающихся от более известных мировоззрением. К гномам и эльфам, в целом дружелюбным, добавились коварные дуэргары (серые гномы) и драу (темные эльфы). Ну а оркам оставалось только обзавестись добродушными сородичами!

Такие сородичи известны в Забытых Королевствах под именем «одонты». Они серокожи, как и орки, но убирают лишнюю шерсть с лица и ходят распрямившись (из-за чего кажутся крупнее обычных орков). Живут в основном земледелием.

Известно о них не очень много: дело в том, что им не посчастливилось с местом обитания — поблизости земли Жентаримов. Эта злокозненная страна частично извела, частично поработила одонтов. Так что если вы повстречаете хоть одного, считайте, что вам повезло.

Великолепная пятерка
Среди писателей многие сумели искренне и нежно полюбить орков, гоблинов и их родню. Плодами этой любви стали поистине яркие личности, описанные в их мирах. Вашему вниманию предлагается «Великолепная пятерка» самых замечательных персонажей орко-гоблинского племени, которых мы сумели припомнить...

Тоэд
Авторы: Маргарет Уэйс, Трейси Хикмен

Произведение: «Драконы осенних сумерек»

Младший командир Тоэд. 
Маленький мохноногий пони шел, опустив голову, ни дать ни взять стыдясь седока. У того была грязно-серая пятнистая кожа, висевшая по сторонам лица противными складками. Из-под боевого шлема смотрели поросячьи красные глазки. Рыхлое, жирное тело так и выпирало между пластинами начищенных лат, свидетельствовавших о немалых претензиях владельца.

Хобгоблин Тоэд не может похвастаться красотой, доблестью или даже уважением подчиненных (на самом деле его именуют Fewmaster Toede; перевод «младший командир» не совсем правильно передает издевательский характер титула. А имя произносится примерно так же, как английское слово «жаба», и это вовсе не случайность).

Однако среди нечеловечески преданных своим хозяевам драконидов и прочих деятелей Зла с большой буквы Тоэд, один из немногих, выглядит живым и понятным существом. Да, он просто делает карьеру, честно бережет свое пузо от опасностей и гордится тем, чего ему удалось достичь. Не то чтобы хотелось иметь такого друга, но все-таки Тоэд куда симпатичнее окружающих его инфернальных существ.

— Стража! Хобгоблины! Ко мне! — вопил Тоэд, вскачь удаляясь в тыл. — Эльфы! Их сотни! Мы окружены!.. Пробивайтесь на север! Я доложу Повелителю Верминаарду... — Заметив старшину драконидов, Тоэд придержал пони: — Вы, дракониды, присмотрите за рабами!.. — И вновь пришпорил лошадку, продолжая что-то кричать. Сотня хобгоблинов помчалась за своим неустрашимым вождем, доблестно унося ноги. Вскоре они скрылись из виду.

Есть в нем что-то от Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке», право слово!

Простой гоблинский подход к вопросам карьеры оказался неожиданно успешным: когда Танис, Рейстлин и прочие устранили драконьего повелителя Верминаарда, Тоэд ухитрился вскочить на освободившееся место. В основном потому, что лучшего не нашлось... но что с того?

Джиг
Автор: Роберт Хайнс

Произведение: «Приключения гоблина»

   
«Приключения гоблина» 
Дрянь-наряды Джиг ненавидел. То есть против самой работы он не возражал. Ему нравился металлический запах отстойника, где на поддонах в соке поганок квасилась недельная кровь. Джиг никогда не жаловался на необходимость драить гигантские котлы, а затем смешивать в них образовавшийся отстой с кипящим жиром, паутиной и темно-зеленым варевом, благоухающим гнилыми растениями. Ему нравилось наблюдать, как эта масса, по мере неустанного перемешивания, неторопливо превращается из комковатого супа в гладкое слизистое желе.

Многих авторов — в том числе и игроделов, вроде Питера Мулине, — интересовал вопрос: что чувствуют обитатели подземелий, когда к ним вламываются искатели приключений? Но Мулине рассмотрел эту тему с точки зрения хозяина подземелья, а Роберт Хайнс предлагает нам взглянуть на это дело с позиций простого гоблина. Который даже еще не поднялся от «дрянь-нарядов» до воинской работы.

Джига, как и Тоэда, отличает развитый инстинкт самосохранения. А еще он может похвастаться своеобразным (неведомым для «приключенцев») здравым смыслом и искренним, глубоким уважением к Той, Которой Поклоняются Все Гоблины. То есть кухарке: она, во-первых, готовит еду, а во-вторых, может огреть половником.

Джиг очень хочет выжить (хотя в его жизни радости немного) и совершенно не верит в то, что ему это удастся. В конце концов, гоблинов бьют все — и люди, и твари Подземья, и другие гоблины, посильнее.

Может, попробовать их перехитрить? Он потер пальцем кончик клыка, обдумывая эту идею. Если удастся заманить приключенцев в логово, не сообщая им, куда они идут, их сила и могущество окажутся бессмысленными. Гоблины сомнут их абсолютным численным перевесом. Конечно, многие погибнут. Гоблины всегда погибают. Это такая особенность гоблинского племени.

Стоп! А зачем вообще рисковать своими? Отвести непрошеных гостей на запад. К хобгоблинам. Хобгоблины крупнее, сильнее и дерутся лучше. В суматохе можно слинять и удрать домой.

Углюк
Автор: Дж. Р. Р. Толкин

Произведение: «Властелин колец»

Углюк. 
— Мы — сражающийся Урук-Хай! Это мы убили великого воина. И мы захватили пленных. Мы служим Саруману Мудрому, Белой Руке: руке, которая кормит нас человечинкой. Мы привели тебя из Изенгарда сюда, а теперь отведем обратно, причем той дорогой, которую сами выберем. Я — Углюк. Я все сказал.

Полуорк Углюк отличается от своих собратьев в первую очередь тем, что ему — быть может, от людской крови? — ведомо понятие своеобразной чести и долга. Он остается орком — злобным до мозга костей, любителем кровопролитий, — но при этом верен своему хозяину не только из страха и храбр не только из свирепости.

Он, как и большинство боевых уруков, невысоко ставит тех, кто слабей его; но и тут он не совсем обычен. Он понимает, что ему как сильнейшему и подобает делать то, что трудней.

Во «Властелине колец» Углюк — единственный из орко-гоблинского племени, кто может похвастаться подобными своеобразными чертами характера. И потому нетрудно догадаться, что именно он стал «прототипом» орков Азерота и других благородных бойцов, вышедших из орочьего народа.

— Сегодня изенгардский Урук-хай, как обычно, выполнит грязную работу. Ну, хватит трепаться! Собирай свой сброд! Другие свиньи уже удирают к лесу. Почему бы тебе не последовать за ними? Если хотите вернуться живыми к Великой Реке, бегите! Ну же! Я пойду за вами.

Кстати, Углюк живо опровергает идею о том, что будто бы орки (несмотря на постоянные сражения) воюют намного хуже людей. Далеко не последний воин среди человеческого рода, Третий Маршал Рохана Эомер, с трудом справился с Углюком в честном поединке.

Это интересно: свара Углюка с Гришнахом и свара Горбага с Шагратом используются мастерами в D&D для того, чтобы показать разницу между двумя мировоззрениями — Lawful Evil (Углюк и Гришнах) и Chaotic Evil (Шаграт и Горбаг).

О'Тул
Автор: Клиффорд Саймак

Произведение: «Заповедник гоблинов»

О'Tул на обложке французского издания «Заповедника». 
Шум у подножия холма тем временем стих, и вскоре, пыхтя и отдуваясь, на тропу вышел мистер О'Тул и начал взбираться по склону. Скалку он нес на плече. Лицо у него все еще отливало синевой, но уже не от бешенства, а от усталости. Он свернул с тропы к пастбищу, и Максвелл поспешил ему навстречу.

— Приношу глубочайшие извинения, — произнес мистер О'Тул настолько величественно, насколько позволяла одышка. — Я заметил вас и обрадован вашим присутствием, но меня отвлекло весьма важное и весьма настоятельное дело. Вы, я подозреваю, присутствовали при этой гнуснейшей подлости.

Максвелл кивнул.

— Они забрали мой сажальный камень, — гневно объявил мистер О'Тул, — со злобным и коварным намерением обречь меня на пешее хождение.

— Пешее? — переспросил Максвелл.

— Вы, как я вижу, лишь слабо постигаете смысл случившегося. Мой сажальный камень, на который я должен взобраться, чтобы сесть на спину Доббина. Без сажального камня верховой езде приходит конец, и я обречен ходить пешком с большими страданиями и одышкой.

Если бы не Клиффорд Саймак, мы бы никогда не узнали, что когда-то нашу Землю колонизировали выходцы с другой планеты — гоблины, тролли, феи. Инженерами при этой операции были баньши; ну а драконы служили домашними зверюшками тех, кто прислал колонистов.

О'Тул — предводитель гоблинов, доживших до момента открытия их людьми. Теперь они (и прочие потомки колонистов) живут в комфортном заповеднике, а люди иногда их изучают.

Это интересно: вообще-то, еще не факт, какой перевод названия точнее: «Заповедник гоблинов» или «Резервация гоблинов» (The Goblin Reservation)...

Гоблины сохранили крайне вспыльчивый (но добродушный) нрав и по-прежнему славятся изготовлением сладкого октябрьского эля. Увы, мало с кем они делятся этим замечательным напитком. К тому же не всегда эль получается как надо — ведь так трудно не нарушить тонкую технологию!

— Из-за вас нас всех мучит жажда, — вопил О'Тул. — Неизмеримый тяжкий труд мы тратим, чтобы сварить его столько, сколько нужно нам! И времени, и размышлений, и усилий!

— Если вопрос только в производительности, — вмешался Шарп, — то ведь мы могли бы вам помочь.

Мистер О'Тул в бешенстве запрыгал на месте.

— А жучки?! — неистовствовал он. — А что будет с жучками? Вы не допустите их в эль, я знаю, пока он будет бродить. Уж эти мне гнусные правила санитарии и гигиены! А чтобы октябрьский эль удался на славу, в него должны падать жучки и всякая другая пакость, не то душистости в нем той не будет!

— Мы набросаем в него жучков, — пообещал Оп. — Наберем целое ведро и высыплем в чан.

О'Тул захлебывался от ярости. Его лицо побагровело.

— Невежество! — визжал он. — Жуков ведрами в него не сыплют. Жуки сами падают в него с дивной избирательностью и...

Пак
Авторы: Уильям Шекспир и Редьярд Киплинг

Произведения: «Сон в летнюю ночь» и «Пак с Волшебных холмов»

Пак. 
Дети никак не могли оторвать от него глаз, разглядывая с головы до ног — от темно-синей шапочки, похожей на большой цветок, до голых, покрытых шерстью ног. Наконец он рассмеялся.

— Пожалуйста, не смотрите на меня так. Вы же сами меня вызвали. Кого же еще вы ожидали?

— Мы никого не ожидали. Эта земля наша.

— Ваша? — переспросил пришелец, опускаясь на траву. — Тогда зачем же вы играли «Сон в летнюю ночь» три раза подряд, именно в Иванов день, именно в центре Кольца и рядом, совсем рядом с одним из принадлежащих мне холмов в Старой Англии? Вот холмы Пука — они же и есть холмы Пака, мои холмы. Это же ясно как дважды два! Смотрите!

Пак — из тех, старых гоблинов, духов места. Он провел в Старой Англии немало лет — повидал и дикарей, только-только познакомившихся с железом, и римских легионеров, и языческих богов, и епископов-крестителей, норманнских завоевателей, астрологов, моряков Дрейка, евреев... Со всеми ними он на короткой ноге и даже готов познакомить лично. При условии, что вы никому не расскажете — кроме разве что мистера Киплинга. Ему — можно.

В большинстве историй Пак — не участник, но наблюдатель. Он на дружеской ноге со всеми теми, кого приводит познакомить, — от нахального контрабандиста наполеоновских времен до королевы Елизаветы. Но порой и он оказывается в гуще происходящего и демонстрирует, что он всегда и всюду сам по себе. Как и положено гоблину.

Ну а шекспировский Пак — честный шут короля Оберона. Киплинговского Пака на более серьезный лад настроило не иначе одиночество; а пока двор фей в полном здравии, о серьезных делах есть кому задуматься и без Пака.

Да, я веселый озорник ночной.

Сам Оберон смеется у меня,

Когда, дразня дородного коня,

Я вдруг кобыльим голосом заржу.

А то у бабки в кружке я сижу

Печеным яблочком; она хлебнет,

А я, скакнув, ей забиваю рот,

И пиво льется на сухую грудь;

Иль тетка, жалуясь на что-нибудь

И думая, что я — трехногий стул,

Присядет, смотришь — стул-то ускользнул;

Старуха — шлеп, вопит, кряхтит, давясь;

Кругом хохочут, за бока держась,

Чихают и божатся, что, ей-ей,

Не коротали время веселей.

Как играют в орков и гоблинов
В ранних компьютерных играх за орками и гоблинами была закреплена роль мелких монстриков — «пушечного мяса» армий зла или просто разбойников. Сложился даже стереотип, что гоблин — самый первый монстр, который может встретиться игроку.

   
Лига Хаоса: гоблин и орк. 
Забавно, что орки поначалу специализировались на стрельбе. Вспомните хотя бы King's Bounty и Heroes of Might & Magic. Гоблины не умели ничего особенного, кроме как образовывать на пути игрока лужицы крови.

Загадка любителей системы D&D (тогдашней): чего не может сделать в бою воин 20 уровня, с мечом +5, силой 19? Ответ: ранить гоблина! Как бы он ни старался, любое попадание уложит бедолагу на месте. «Гоблины всегда погибают»...

Постепенно, однако, стало ясно, что противостоящим игроку существам сильно не хватает гибкости. Посудите сами: человек может быть и воином, и магом, и священником, и, скажем, военным инженером, шаманом или берсерком, эльф и гном немногим менее гибки — а большинство чудовищ знает всего одно амплуа. Это неудобно для игроделов (хотя, конечно, никто не запрещает делать противниками людей) и скучновато для игрока.

Орки сделались «расой на все руки», организованным злом: они все равно были обречены становиться врагами и только врагами, но от безмозглых громил добрались до статуса хитроумных и способных противников. Орк-маг? Запросто!

Вот, к примеру, «Готика»: жестоко ошибется тот, кто в первой «Готике» сочтет орков недостаточно серьезными противниками. В недавно вышедшей третьей части (где, впрочем, орки ослабели) мы можем даже полюбоваться на страну, завоеванную орками. Радости в этом мало, но хорошо видно, что орки — тоже личности, пусть порой и весьма неприятные.

А в Dawn of War и его продолжениях орки не блещут интеллектом, зато недооценивать их никому не следует. Грубая сила космических орков и их полоумная техника в ближнем бою более чем эффективны.

Следующий шаг — орки оказываются древним и мудрым, или, во всяком случае, умелым народом. В The Elder Scrolls оружие орочьей работы намного превосходит изделия традиционных «чемпионов» в этом деле — гномов и эльфов.

В Lineage орки — тоже древняя раса, потомки бога огня; и пусть к магии они почти неспособны, зато руки их сильнее, чем у кого бы то ни было. Но они не колдуют не потому, что слишком тупы для этого, — тут причины скорей идеологические, как было в большинстве игр у расы гномов.

(Между прочим, многие ждут, 
Кто бы мог подумать, что этот орк — Тралл — способен к мирному диалогу получше людских предводителей? 
что вслед за гномами в Heroes of Might & Magic V появится раса орков. По некоторым причинам мы считаем это маловероятным, но в НоММ VI, которая неизбежно последует рано или поздно, — почему бы и нет?)

А вот гоблины за долгие годы игрового развития усвоили новый трюк: они оказались несравненными «монстроводами». Вспомним хотя бы Battle for Middle-Earth 2 или, еще характернее, «Лигу Хаоса». Сам по себе гоблин — та еще «боевая единица», но с ним тролль! Или даже балрог!

В «Лиге Хаоса», кстати, гоблины показаны коварным и хитрым народцем. Их специальность — пинать лежачих! Судья, заметив непорядок, нипочем не заподозрит в нарушении гоблина: он же такой маленький, хиленький и так невинно улыбается!

Несмотря на все эти благотворные изменения, по-настоящему интересные персонажи среди орков и гоблинов в играх — огромная редкость. По большому счету, вспомнить хочется только Тралла и Грома из Warcraft III: Первый показал всему свету, что орк в состоянии усвоить и честь, и здравый смысл (оставаясь при этом орком) и что его простодушное повиновение пророку сослужило его народу лучшую службу, чем попытки людей любой ценой идти своим путем.

Гром же поддался традиционному для своего народа искусу битвой и яростью, но и для него, как оказалось, не все потеряно — благодаря помощи Тралла. И пусть ему удалось достичь в итоге всего лишь гибели, но куда более славной, чем могло бы быть...