Взято с сайта http://www.lki.ru/

Автор материала:
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№10 (47) октябрь 2005 вид для печати
Пики и копья
Что есть пика? Это оружие вельмож, палка, у которой на каждом конце — бедняк.

А. Сапковский, «Владычица озера»

Недавно на форуме «Лучших компьютерных игр» был организован опрос: надо ли нам ограничиваться темой современного оружия, или же в этой серии будет интересно прочитать и про оружие прошлого? Новая тема была одобрена подавляющим большинством читателей, и вот перед вами — первая статья из цикла «Оружие ушедших времен».

Семь причин вооружиться копьем
Хотя в современных романах всякий уважающий себя герой непременно вооружается мечом, на худой конец — топором или молотом, на деле самое распространенное оружие древности и средневековья — копье либо пика. В общем, простая деревянная палка с колющим наконечником.

Это непритязательное оружие появилось еще в доисторические времена, породило множество потомков и продержалось на сцене театра военных действий вплоть до нового времени — его начал вытеснять штык, который, по сути дела, есть то же самое копье, совмещенное со стрелковым оружием. А в руках кавалериста пика служила верой и правдой даже в 19 веке и окончательно отступила за кулисы истории вместе с самой кавалерией.

Это интересно: и даже тогда она не сдалась без боя. Уже во время Второй Мировой некий бравый офицер Рейха совершенно серьезно предлагал... вооружить пиками мотоциклистов.

Какие же преимущества обеспечили этому чуду неандертальской военной мысли такую долгую жизнь? И — раз уж у нас игровой журнал — как обстоят дела с этими преимуществами в компьютерных играх?

Дешевизна

Доисторическое копье.
Технология изготовления копья известна так давно, что мы даже не уверены, принадлежала ли честь открытия homo sapiens'у или представителю иного, предшествующего биологического вида. Когда сей доисторический Калашников, почесывая непривычно бесхвостый копчик, впервые расщепил бамбуковую палку так, что получился острый конец — его племя получило в свои лапы самый веский аргумент в борьбе за выживание.

Копью, на самом-то деле, даже наконечник необязателен: простая заточенная палка вполне годится на эту роль. Именно поэтому мы и не знаем даже приблизительно дату его появления: ведь с доисторических времен неплохо сохраняются каменные наконечники, а у обычной деревяшки мало шансов дожить до почетного места в археологическом музее.

Позднее, конечно, элегантность первобытного копья была утрачена, его стали увенчивать металлическим наконечником; но даже и в этом случае цена копья намного ниже стоимости даже самого завалящего мечишки. Металла на него надо мало, высокого качества не требуется, а древко всегда можно заменить.

Простота
Солдат, впервые в жизни взявший в руки меч, представляет нешуточную опасность на поле боя — во-первых, для себя самого, во-вторых, для однополчан. Чтобы научить его хоть как-то разумно махать этой отточенной железякой, нужны долгие упражнения, терпеливый инструктор и руки, растущие из нужного места нужным концом наружу.

Тогда как обучить владению копьем так, чтобы худо-бедно защитить себя и даже в кого-нибудь попасть, можно за пару часов тренировки. И это не преувеличение, что хорошо известно любителям полевых ролевых игр. Достаточно показать новобранцу правильную стойку и пару движений — и после недолгих упражнений он уже на что-то способен.

Китайский пудао — не совсем копье, скорее секира.
Возможно, это — главная причина, по которой пика или копье были основным вооружением ополченцев, рекрутов и прочей «неэлитной» пехоты. Ими не брезговали и профессионалы, но второсортные войска вооружали почти всегда именно так.

В играх: в стратегиях эти достоинства копий нашли свое выражение: сплошь и рядом копейщики оказываются самым дешевым и массовым войском. Например, в Master of Magic они не требуют на свое содержание даже золота (работают за пропитание), и вместо стандартных 6 человек в отряде поставляются комплектами по 8. Впрочем, не всегда бывает так: в системе Warhammer Fantasy Battles копейщики сплошь и рядом обходятся дороже мечников.

«Парадное» копье стражника. 
Ролевые игры редко принимают во внимание как простоту, так и дешевизну. Идея «простого» и «сложного» оружия появилась в Dungeons & Dragons только после 25 лет развития, и то в очень урезанной форме. А что до стоимости — редко герои приключений испытывают такую нужду, чтобы не суметь обзавестись каким бы ни то было мечом.

Вероятно, разумно было бы, чтобы копье сделалось в ролевке типичным оружием мага. Впрочем, сейчас эту роль исполняет посох. А вот кинжал — другое ходовое оружие чародеев — вызывает крайнее недоумение. Трудно предположить, чтобы эти «интеллигенты» сумели защитить себя с помощью короткого клинка.

Длина
Вряд ли нужно объяснять, что тот, у кого оружие длиннее, имеет шанс нанести удар первым. А до второго удара его противник может и не дожить.

HoMM 4. Редчайший случай — копье в игре дает преимущество благодаря длине.
Собственно говоря, именно поэтому копье опасно даже в неумелых руках.

Правда, на близком расстоянии от него толку мало; тут в дело идут мечи. Обычно у копейщика есть еще какое-то оружие, хотя бы нож; если это, конечно, не ополченец, с гибелью которого командование смирилось заранее.

В играх: в стратегии пика чаще всего обеспечивает «первый удар». А вот в ролевках от этого мало проку, поскольку противники там обычно от одного попадания не умирают. С недавних пор в D&D все же появилось длинное оружие, достающее противника через клетку. Прогресс! Но преимущества эти все же пока не настолько велики, чтобы копье серьезно потеснило меч.

В серии Wizardry длина копья позволяла действовать им из заднего ряда бойцов; тем самым оно оказывалось, как и посох, удобным оружием для мага.

Упор
Помимо того, что копье благодаря своей длине может держать врага на расстоянии (если уж удалось попасть), его можно упереть в землю, в результате чего выдержать мощный натиск. Именно поэтому копья и их родня — незаменимое средство при охоте на крупного зверя, например медведя или кабана.

Конечно, медведи на поле боя не слишком распространены, но на войне это тоже востребовано: пики оказываются веским аргументом против кавалерии. Правда, они далеко не всегда спасают жизнь своему владельцу (туша лошади на всем скаку имеет все шансы сломать копье и раздавить копейщика), но это все же какой-то шанс.

В играх: это свойство обычно принимает вид «плюсов против кавалерии» или специального приема, по-английски именуемого set to receive a charge.

Это неплохо, но могло бы быть гораздо интереснее.

Дело в том, что в фэнтези-антураже очень много противников — значительно крупнее человека. К лошадям, слонам, медведям добавляются огры, великаны, драконы, тролли — список можно продолжать страниц на десять. И, рассудку вопреки, наперекор стихиям, герой бросается на гигантское чудовище с мечом; даже если его удар достигнет цели, монстр гарантированно должен бы успеть оторвать ему голову. Но...

Строй
В произведениях современных фантастов воины то и дело смыкаются в плотный строй, совсем, видимо, позабыв, что вооружены двуручными топорами, цепами или еще каким-нибудь столь же малоподходящим для этого оружием. Страшное зрелище, должно быть, представляет собой начало сражения: первым же замахом каждый боец погружает свой топор в ухо соседу, и начинается плач и скрежет зубовный.

Rome: Total War — одна из немногих игр, где есть копейный строй во всей красе. Но пики солдаты держат неправильно...
Но я отвлекся. Пика — едва ли не самое удобное оружие для боя в плотном строю. Мало того, что она не мешает соседу и не заставляет открываться: длинные древки позволяют действовать бойцам второго, а то и третьего-четвертого рядов, и множество наконечников создают так называемый «лес копий», через который очень непросто пробиться. При этом щиты закрывают копьеносцев достаточно, чтобы служить приличной защитой от стрел, камней и дротиков.

На этом принципе строились и фаланга, и легионный строй, и множество позднейших боевых формаций — вплоть до «ощетинившегося штыками» пехотного каре 19 века. И только появление пулеметов, сделавших бессмысленными плотные построения, окончательно вывело из употребления этот метод ведения боя.

В играх: эффект строя впервые, кажется, появился в Warhammer, то есть лет восемь назад, но только сейчас — благодаря серии Total War — начинает завоевывать право гражданства в играх. При том, что это — важнейшая часть тактики, и отсутствие строев ее очень сильно обедняет.

Если же все-таки строй есть, то копье может давать в нем два преимущества: больше ударов в единицу времени (за счет задних рядов) и дополнительное усложнение прорыва. В Total War реализовано второе, в Warhammer — первое.

Наскок
Разогнавшись как следует верхом на лошади, можно нанести удар такой силы, который, во-первых, не парировать и не отразить щитом, во-вторых, может сбить с ног даже медведя. Атака тяжелой кавалерии с копьями способна прорвать почти любой строй (если всадникам дали добраться до него, а не расстреляли по дороге).

Такая возможность возникла только с появлением стремян, поэтому в античные времена конница не была главной ударной силой. Но стоило скифскому изобретению распространиться по Европе — и на долгие годы рыцари сделались «богами войны».

В играх: чаще всего копье просто дает плюс к силе конной атаки, иногда — к прорыву строя. Элегантное решение нашлось в ролевой системе GURPS: там всадник с копьем наносит удар в соответствии не со своей силой, а с силой лошади. Поскольку в GURPS сила — основной фактор, определяющий урон, это означает, что такая атака раза в три сильнее обычной и при попадании чаще всего выводит врага из строя.

Метание
Многие виды копья относятся к «комбинированным» типам оружия: их можно метнуть. Конечно, проделывать это с македонской четырехметровой сариссой не рекомендуется, но, скажем, римские пилумы отлично служили и в этом качестве.

Кельтское копье.
Копье служило для метания еще первобытным людям; в глубочайшей древности придумали также петли и дощечки для более далекого броска. Но, увы, даже с этими хитроумными приспособлениями оно никак не могло составить конкуренцию приличному боевому луку или арбалету, а потому в средние века привычка швыряться копьями потихоньку отошла в прошлое.

Зулусское копье.
И все же оружие, которое при необходимости можно метнуть, — потенциальное тактическое преимущество. Незачем противнику знать в точности дальность нашего удара!

В мифах метанию копья уделено достойное место. Им славились не только греческие герои; так, например, ирландский герой Кухулин прославил прием под названием «прыжок лосося»: бросок копья ногой из-под воды (где копья не было видно). Было у него специальное Рогатое Копье, которое Кухулин, стоя в воде по колено, бросал в противника.

(По другой версии, прыжок лосося — это нечто вроде прыжка с шестом, где роль шеста исполняет копье. Но вот два года назад в окрестностях Дублина прошло состязание метателей копья ногой по колено в воде: рекорд «прыжка лосося» составил 4 с половиной метра. Не буду спорить, как прыгает лосось — будем считать, что ирландцам виднее.)

Древнегреческое копье.
Это интересно: считается, что олимпийская дисциплина «метание копья» происходит от древнегреческих олимпиад. Однако это не совсем так: ведь древние греки метали копья не на дальность, а в цель.

Копье викинга.
В играх: метательные копья в играх почти не встречаются. Правила регулярно их описывают, но из случаев реального использования с ходу вспоминается только Rome: Total War да еще древняя «бродилка» Ragnarok, она же Valhalla.

Это интересно: мало кто знает, что вышеупомянутый прием «прыжок лосося» стал началом революции в ролевой системе D&D. Начиная с третьей редакции, в правилах появилось понятие «feat» — в основном сюда вошли разнообразные воинские спецприемы. Откуда такое странное название? Впервые оно появилось в книге правил «Кельты» (Celts), в виде «heroic feat», то есть «подвиг героя», и описывало как раз этот самый «прыжок» и еще несколько подобных же деяний. А теперь в feats включаются разные банальные вещи, вроде подножки или обезоруживания, и переводят это слово обычно по-простецки: «навык» или «способность».

 

Из всего сказанного видно, что копье — один из важнейших видов оружия. Так оно и было в действительности. А вот в играх должного внимания ему пока не уделяется. И, если в стратегиях копье вполне работает, то в ролевках оно — «печальный пасынок природы». Какую-то популярность оно заимело только в Ultima Online, где его почему-то причислили к... фехтовальным клинкам, видимо, сочтя чем-то вроде двуручной рапиры.

Это при том, что в фэнтези-антураже у копья, очевидно, должно быть еще одно, важнейшее применение: бой с крупными монстрами. Против существа в полтонны весом от меча толку мало, и хочется верить, что в дальнейшем игры учтут эту тонкость, что позволит копьям триумфально вернуться в игровой мир.

Анатомия копья
Об устройстве копья много не расскажешь. Как правило, оно состоит из двух частей: древка и наконечника (или, как говорили раньше, железка; железко — общее название металлической рабочей части копья, алебарды, топора и других видов древкового оружия). Рыцарские конные пики снабжались также щитком, закрывающим руку, либо упором. К древнегреческим и римским метательным копьям прилагался также ремень — аментум, позволяющий бросить копье дальше.

Древки для большинства копий — это обычные палки, лишь слегка обработанные. Длина их колеблется, в зависимости от задач, примерно от полутора метров до четырех с лишком. Маленькие копья почти всегда предполагают метание, длинные для этого не приспособлены.

Листообразный наконечник трубчатого типа.
Наконечник может крепиться разными способами. Наиболее известны трубчатый (когда он надевается на древко) и стержневой (когда пробивает древко). Дикие племена иногда просто привязывают наконечник, но вообще-то этот метод больше характерен для первобытных топоров.

Наконечник «бычий язык».
Форм наконечника известно великое множество. В бронзовый век популярны были в основном формы, соответствующие тому или иному листу растения; как-то раз на археологической конференции один профессор рьяно отстаивал версию, что найденное в Уэльсе древнее копье было завезено с континента... потому лишь, что растения с листьями такого вида в Британии не встречаются. С распространением железа мастера отказались от непременного копирования «ботанических фигур», и появились ромбовидные, мечевидные и другие подобные наконечники.

На рисунках к фэнтези копья любят изображать с большим количеством жуткого вида зубцов. На деле зубцами копья снабжали нечасто: железко, оно денег стоит, и вынимать его потом... в общем, вы поняли. Охотничьи снаряды, вроде китобойного гарпуна, действительно зазубривали — дабы добыча не ушла; а из боевых копий такого дизайна удостаивались те, задача которых — воткнуться в щит и там остаться. Вроде пилумов, о которых речь ниже.

Дротик, рогатина и все-все-все
Оружейная терминология, особенно западная, различает много десятков разновидностей копья. Русская чуть поскупее (она специализируется на ударном оружии, такая, видать, местная специфика). Поговорим о самых известных из истории видах.

Пика или копье?
В чем разница между пикой и копьем? Как ни странно, на этот счет есть далеко не одно мнение. Не побоюсь сказать, что в литературе — даже специальной — существует немалая путаница.

Первая точка зрения — что пика просто длиннее копья. Другими словами, то, что длиннее двух метров — пика, а все, что короче — копье. В таком случае, рогатина, дротик и протазан — копья, а рыцарь и фалангит вооружались пикой.

Вторая, менее популярная версия — что различие в форме наконечника. Ориентированный на пробой доспехов узкий наконечник — пика, широкий листовидный — копье.

В этой статье я стараюсь придерживаться первой версии, как поддержанной более авторитетными источниками. Но, если вам по душе называть копье пикой, в этом нет большого греха. Тем более что даже сами владельцы боевых копий (или пик?) нередко в этом путались.

Дротик
Он же — сулица, фрамея или фэйцян, смотря по национальности. Классическое метательное копье: тыкать им в ближнем бою, конечно, можно, но предназначено оно в основном для броска. Типичная длина дротика — около полутора метров, но возможны варианты. Древко дротика не такое мощное, как у пики — ему не надо держать удар, а надо летать подальше. Но длина его, как ни странно это для незнакомых с предметом, имеет первостепенное значение: длинный дротик дальше летает.

(А то, чем играют в дартс, называется обычно «метательной стрелкой» и к дротику никакого отношения не имеет. Но в последнее время повелось называть стрелку тоже дротиком; в общем, муха тоже вертолет, только маленький совсем.)

Если хотите знать, на какое расстояние его можно швырнуть — ознакомьтесь с таблицей олимпийских достижений. То, что кидают спортсмены — именно дротик. А если серьезно, то считается, что дротик можно кидать на расстояние до 20 собственных длин, а с копьеметалкой (петлей или дощечкой) — вдвое дальше.

Дротик возник как охотничье оружие в первобытные времена (тогда его снабжали обычно костяным или роговым наконечником). В античности его сперва начали было вытеснять луки; но оказалось, что у дротика выше пробивная сила, и греческие, а равно римские армии вернулись к «классике». Впоследствии появились более мощные луки, что и ознаменовало конец применения дротика цивилизованными народами. Дикие же обитатели джунглей, вполне возможно, пользуются ими и по сей день.

В играх: встречается в стратегиях на римскую и греческую тематику, хотя иногда его вдруг решают сделать непригодным для метания. Из фэнтези-стратегий сходу вспомнился классический Master of Magic, где он служил национальным оружием людоящеров (и в самом деле отличался высокой пробивной силой). В ролевых играх дротики обычно, в дань традиции, моделируются, но толку от них чрезвычайно мало. Впрочем, большинство фэнтези-миров находится на более высокой стадии развития военной техники, так что это можно считать закономерным.

Пилум

Пилум.
По сути — это разновидность дротика, но такая знаменитая, что грех не посвятить ей отдельную главку. Пилум — дротик римских легионеров, пригодный и для метания, и для ближнего боя.

Самая интересная черта пилума (появившаяся, впрочем, не сразу) — длинное, зазубренное железко, чуть ли не в метр длиной, сделанное из мягкого железа. Пилум служил для того, чтобы метнуть его в щит врага: там он застревал и ломался, не давая как следует использовать щит. После чего неприкрытый враг становился уязвим.

Было у такого длинного наконечника и еще одно применение: имея дело с галлами, которые не слишком полагались на щиты, а в бой рвались с яростью берсерков, римляне подставляли пилумы под их мечи. Железо у галлов было дрянное, быстро тупилось, а колоть мечами они не умели и не любили...

Метали пилум посредством амендума — ремня-копьеметалки. Его римляне, по-видимому, позаимствовали у греческих метателей дротика — пельтастов.

Век пилума не закончился с падением Рима. Франкские воины, по-латыни не разумевшие, называли его ангоном, но боевые качества пилума от этого не пострадали.

В играх: в Rome: Total War пилум присутствует, но играет роль самого обычного дротика. Особых свойств за ним не замечено ни в одной известной мне игре.

Гарпун
Еще один ближайший родич дротика, отличающийся зазубренным наконечником и зачастую веревкой, привязанной к его концу. Охотничье оружие, в основном на рыбу или морского зверя, хотя есть и сухопутные вариации.

Гарпуны известны также с первобытных времен и просуществовали до наших дней; правда, сегодня их не кидают рукой, а выстреливают из пушки.

На войне гарпуны никогда не применялись; впрочем, пару столетий назад покалеченные гарпуном люди порой встречались. Китобои — люди темпераментные, и отношения между собой выясняли порой самым решительным образом.

В играх: практически не встречается, только в старенькой Midnight Tale он был лучшим оружием против... белых медведей.

Острога

Конголезская острога.
Острога или кол — древко без наконечника, просто заточенное или обожженное. Одна из древнейших разновидностей копья. Предназначена для охоты или рыбной ловли; но благодаря распространившимся данным о полезности именно такого оружия против вампира появилась в фэнтези и в играх.

Также острогой называют тонкое рыболовное копье с зазубренным наконечником.

Кавалерийские пики

Наконечник кавалерийской пики.
Конные пики (lances) известны с античности, но в те времена были они по преимуществу дротиками. Как уже упоминалось, без стремян пытаться с разгона поразить кого-то копьем очень опрометчиво: предательский удар наносит закон сохранения импульса. Лошадь продолжает гордо скакать в атаку, а всадник, описав красивую параболу, приземляется в распростертые объятия вражеской пехоты.

Однако скифы придумали стремена — и вскоре все профессиональные армии пересаживаются в седла. Еще недавно главной силой войска была пехота, и вот...

Для использования с коня нужно самое обычное длинное копье, разве что его стоит снабдить упором (либо на самом копье, либо на доспехах всадника), чтобы удобнее было наносить удар — силушка-то у лошади нешуточная. Делать древко особо прочным нерационально: скорее всего, после атаки копье сломается. Их даже специально облегчали — чтобы сломалось точно. А то вдруг попадешь в дерево — тогда и стремена не удержат.

Это интересно: глядя на московский герб со святым Георгием, поражающим змея копьем, вы видите великолепный экземпляр развесистой клюквы. Во-первых, святой Георгий, будучи римлянином, конечно, не мог ни вооружиться таким образом, ни сесть на коня со стременами. Во-вторых, согласно каноническим текстам, он вовсе не сразил дракона копьем, а будучи святым, увещевал его словом божьим. Хотя надо признать, что идея атаковать дракона рыцарским копьем сама по себе неплоха, если дракон не очень поворотлив.

До стремян длинную пику с коня пытались использовать парфяне и македонские катафракты; это была обычная пехотная сарисса, привязанная к лошади (то есть всадник не держал ее рукой, а только направлял). Оружие это довольно неуклюжее, и стремена многое изменили в тактике кавалерии.

Помимо реального боевого эффекта, атака кавалеристов с копьями еще и чрезвычайно устрашает. Очень трудно не броситься врассыпную, когда на тебя скачет этакий монстр с пикой наизготовку. А кавалерии, ясное дело, только того и надо...

Единственным оружием всадника пика не была никогда. К ней обязательно прилагался меч, булава либо бердыш. Причины очевидны.

В рыцарские времена пика развилась чрезвычайно. Появился закрывающий руку щиток, и полученное оружие очень мало напоминало изначальный заостренный шест. Возникла и специальная турнирная разновидность с тупым наконечником в форме жемчужины.

Defender of the Crown: рыцарский турнир.
Внимание — миф: из романа «Айвенго» и фильмов по нему все знают, что на рыцарском турнире можно было выбрать бой на турнирном или боевом оружии. Описан даже красивый церемониал этого выбора. Все это прекрасно, но в действительности такого, конечно, не было: риск и так был достаточно велик. И даже убитый на турнире французский король Генрих II погиб от самого что ни на есть «безопасного» турнирного копья.

В играх: обязательное оружие тяжелой кавалерии во множестве стратегий, хотя ее эффект по пробиванию строя в полной мере реализован только в серии Total War.

Есть игры, где в качестве элемента реализован рыцарский турнир — например, Defender of the Crown. А на конец 2006 года анонсирован даже симулятор турнирного боя — Ivanhoe: Ashby Tournament. Что забавно, пока там не обещают дать поиграть за самого Айвенго, предлагая в качестве выбора Черного Лентяя (Ричарда Львиное Сердце), Реджинальда Фрон де Бефа или сэра Томаса Малтона, который, хоть и был доблестным рыцарем, на турнире в Ашби, согласно Вальтеру Скотту, не присутствовал.

Ultima Online — одна из немногих ролевок, где можно в полной мере воспользоваться конной пикой.

Рогатина

Наконечник рогатины.
Она же — загонное копье. Незнакомые с вопросом люди представляют себе что-то странное о двух длинных остриях, на самом же деле у рогатины всего одно острие, и она не слишком отличается на первый взгляд от классического копья. Основные особенности: толстое древко (так, чтобы только-только обхватить рукой) и, зачастую, небольшая перекладина сразу за боевой частью наконечника. Длина — около двух метров.

Рогатина — оружие изначально охотничье, предназначенное против кабана, медведя и других крупных и опасных зверей. Такое толстое древко нужно затем, чтобы удержать зверя, уперев тупой конец оружия в землю. Перекладина — затем же (а то, чего доброго, зверюга своим весом навалится на копье и доберется до охотника). Выставив острие вперед на атакующее животное, тупой конец заранее упирали, да еще и придерживали его ногой.

На войне рогатина служила оружием против лошадей. Преимущество — все то же: не дает добраться до хозяина. Но всадники вооружились длинными пиками, и пришлось удлинять оружие и пехоте; а следовательно — делать древко тоньше, потому что рогатину в четыре метра не всякий удержит в руках.

В качестве атакующего оружия рогатина неудобна: тяжелая и без противовеса. Метать ее охотнику иногда приходилось, но удовольствия он, скорее всего, не получал.

В играх: практически не встречается. И это глупо, потому что лучшего оружия против многих фэнтези-монстров и не придумаешь. Правила на этот счет в D&D имеются, хотя и очевидно недостаточные.

Протазан

Протазан.
Нечто среднее между копьем, рогатиной и мечом. Быть может, правильнее было бы обсуждать его в статье об алебардах, потому что это — типичный переходный вид от копья к секире. Но все же он — преимущественно колющее оружие, и потому сегодня он с нами.

Эспантон.
Представляет он собой плоский металлический наконечник с выступами-«крыльями» или перекладиной наподобие гарды меча, на древке длиной в 170-220 см. Заточен наконечник с обеих сторон, что позволяет использовать протазан не только для укола, но еще для подрезания сухожилий лошадей (эта техника боя была очень популярна в 15-17 веках).

Появился он на вооружении ландскнехтов в конце 15 века, в Смутное время они занесли его и в Россию, где он стал церемониальным оружием и под подпольной кличкой эспантон дожил до 19 века.

Поскольку протазан, как и рогатина, может использоваться, чтобы не подпустить кого-то близко, он был в 16-18 веках популярен в качестве оружия телохранителей. К тому же протазан — это просто красиво.

В играх: популярен в action/RPG за счет сочетания длины и мощных рубящих ударов. В чистых ролевках и в стратегиях предмет достаточно редкий. Впрочем, если войдут в моду игры по Роберту Джордану (пока была всего одна такая), положение может сильно измениться. Но об этом речь будет ниже.

Пехотная пика

Наконечник пехотной пики.
Этот родич рогатины применялся и против конницы, и против пехоты. Подлинную славу пике принесла македонская фаланга: там использовались пики трех разных видов (короткие — в первом ряду, гигантские, чуть ли не шестиметровые — в дальних рядах). Таким образом получалось, что противник вынужден был иметь дело с пиками сразу трех-пяти воинов.

Пика длиннее трех метров обыкновенно снабжалась противовесом: иначе ее просто не повернуть, и толку с нее немного. Правда, даже в таком варианте пику никак не назовешь маневренным оружием. Ей вообще не столько бьют, сколько просто поворачивают в сторону врага. Македонский сарисофор вообще обычно не видел врага за щитами...

Внимание — миф: существует такой зверски эффективный маневр, как «поднятие на копья». Это выражение сподвигло много кинорежиссеров на такие дивные сцены: стражник с копьем, крякнув, подымает на острие пики в небеса здоровенного дядьку в доспехах. Расстояние между руками у стражника при этом — сантиметров 50-70, расстояние до летающего дядьки — метра три... Как подсказывает нам закон рычага, бравый стражник бодро подымает килограммов 400-500. Тяжелоатлеты нервно курят в сторонке.

Часто пикинеров набирали из самого бросового войска — ополченцев, не умеющих ровно ничего. Держать пику прямо — много ума не надо. А то, что противника почти не видно — тоже достоинство, не так страшно...

Казалось бы, все замечательно, но есть одно маленькое «но»: чтобы маневрировать с пикой, нужна нешуточная выучка. Македонская фаланга была славна именно тем, что ухитрялась приемлемо двигаться со своими многометровыми монстрами.

Те из вас, кому случилось проходить военную подготовку, наверное, помнят такое странное при современной тактике действо, как строевая подготовка. Школа строевой маршировки возникла именно благодаря пикам: если не обучить пикинеров ходить в ногу, они будут сшибать друг друга с ног и ломать строй. Впоследствии эта наука пригодилась для построения стены щитов и много для чего еще.

Это интересно: византийская военная наука требовала ни в коем случае не делать подразделения одинакового размера. Иначе, говорили византийцы, по нашим боевым порядкам с помощью простейшей арифметики враг сможет сразу подсчитать нашу численность.

Именно недостаток маневренности не дал пике стать «царицей полей» в эпоху рыцарства. Если удастся обойти полк пикинеров сбоку, так, что тот не успеет повернуться, — ему не устоять. А вот алебарда и ее родичи были в этом смысле куда удобнее. Но тем не менее как дешевые ополченцы, так и профессиональные наемники пользовались ею весьма часто: даже на Куликовом поле стояли наемные генуэзские полки пикинеров. На стороне татар, кстати.

В играх: в стратегиях пика весьма популярна, и неплохо работает против конницы, причем я не замечал, чтобы она сильно влияла на маневренность. Противопехотные пики хорошо себя показали в Warhammer Fantasy. Героям-одиночкам из ролевок она обычно ни к чему, и это правильно.

Трезубцы и вилы

Причудливому оружию — причудливую технику боя!
Все, наверное, хоть раз да видели статую Нептуна с вилкой-переростком в руке? Именно так представляет себе боевой трезубец большинство населения современной Европы. И совершенно зря.

Это интересно: в голодном Мадриде 1941 года кто-то повесил на статую Нептуна плакат: «Дайте чего-нибудь поесть или заберите вилку!».

У настоящего боевого трезубца одно острие — центральное — существенно выдвинуто вперед, а два других образуют боковые «усы» намного меньшей длины. В противном случае наивно было бы ожидать, что трезубец хоть когда-нибудь пробьет доспехи. «Усы» же нужны для удержания (как перекладина рогатины и «крылья» протазана) и, иногда, для захвата вражеского оружия (хотя такие фокусы проделывали все больше на Востоке). Боевые вилы — примерно то же самое.

Трезубец.
Такое оружие вообще редко встречалось в Европе; а вот любители экзотических боевых искусств на востоке знали множество его видов: магари яри, сасумата, ба, пан, прославленная Г. Л. Олди «волчья метла»... Некоторые затачивали лезвия трезубца с боков, чтобы им можно было рубить (пан) или добавляли много мелких лезвий (волчья метла). В общем, полнейшее разнообразие.

Конечно, бывало, что крестьяне использовали в бою и самые обычные вилы. Но, коли нужда придет, можно и граблями вооружиться, и лопатой, даже совковой. Не о том речь.

В играх: как ни смешно, в ролевых играх изо всего копейного семейства трезубцы — чуть ли не самые популярные. Смотрятся красиво, вот и причина. И, конечно же, изображают их в виде все той же гигантской вилки. Один удар — три дырки?

Копья в фэнтези
Когда задумывалась эта серия, многие спрашивали: как, дескать, описывать «реальное» оружие в мирах фэнтези? Там ведь автор такого напридумывает...

Бывает, бывает. И костяные мечи случались, и еще что похлеще. Но все же большинство авторов пытается придерживаться правды жизни. А вот что получается — совсем другой вопрос.

Порой описания бывают на удивление реалистичными. Так, например, желающие ознакомиться с римской, византийской и кочевнической боевой наукой вполне могут узнать много полезного из книг Гарри Тортлдава (серия «Видесс», известная также как «Пропавший легион»). Тортлдав — профессиональный историк-византинист, и это чувствуется. Анджей Сапковский, даром что в «ведьмачьем» сериале имеется изрядное смешение времен, тоже вполне серьезно подходит к оружейным вопросам.

Ну а тем, кто хочет узнать побольше разновидностей копья (да и другого оружия тоже), можно смело порекомендовать «Путь меча» Г. Л. Олди. Этот творческий дуэт подходит к делу с любовью и знанием.

Да и просто так эти книги, право же, стоит прочитать.

Сага о Копье
Я принес вам, народы Кринна, то, что поможет вам объединиться
и не дать Злу навеки погрузить Кринн во мрак. Я принес вам Копье!

Терос Железодел

Пехотный Dragonlance.
Возможно, самые знаменитые копья из фэнтези — те самые Dragonlances из мира Кринн, давшие название всей книжной серии. Выкованные при помощи серебряной руки и/или молота Хараса из особого металла, они призваны поражать драконов.

Dragonlance здесь изображен как-то странно, без щитка.
Копье это интересно еще и тем, что предназначено в первую очередь для использования с дракона. Есть и пешие варианты, но в основном...

Седла драконьего наездника оборудованы крепежом для копья, что очень разумно: вылетать из седла в воздухе совсем уж грустно...

В играх: замечательная игра DragonStrike 1990-го года рождения позволит вам в полной мере насладиться этим необычным оружием. Симулятор полета на драконе и боя dragonlance'ом — у этой игры до сих пор нет прямых аналогов.

Айил
Омойте копья — жизнь сну подобна,

Омойте копья — ведь сон не вечен...

Айильская боевая песня

Здесь айилец изображен с дротиком. Такое оружие у них тоже было в ходу.
Один из самых ярких образов в саге Роберта Джордана «Колесо времен» — воинственный народ пустыни, айил, или айильцы (и ничего страшного, что их идея явственно навеяна фрименами из «Дюны»). Нерушимый обет запрещает айильцам брать в руки меч, и поэтому основное их оружие — легкое копье с наконечником, пригодным не только для укола, но и для рубящего удара, что-то вроде небольшого меча на древке в пару метров или немного поменьше. Читателям этой статьи не составит труда классифицировать айильские копья как протазаны.

Это интересно: причина такого обета у айил — в том, что меч есть оружие, и только оружие, а копье может использоваться для добычи пропитания — то есть для охоты. По аналогичной причине нож, топор и лук для айильца тоже не запретны, а вот булава ими не употребляется.

По некоторым данным, айильцы используют свои копья и для помощи в беге — наподобие посохов. В общем, их техника ближе к восточной, чем к западной, базируется не на строе, а на высокой подвижности.

Кстати, в «Колесе» есть и еще одно любопытное копье — то, которое получил Мэт Коутон в Руидине. На нем выгравированы вороны, а самому Мэту пообещали при этом, в частности, потерю глаза. Если еще добавить, что незадолго до того Мэт приобрел широкополую шляпу — становится ясно, что это все — намеки на бога Одина, ведь это его атрибуты... К чему бы это — узнаем, когда мэтр наконец допишет эпопею до конца.

Спортивный поединок на копьях
В играх: пока по миру Джордана была всего одна «коммерческая» игра, Wheel of Time, и айильцев в ней не было. Однако существует еще текстовый Wheel of Time MUD — и не побоюсь утверждать, что он — лучший в своем жанре на сегодняшний день. Кроме того, в скором будущем грядет большой модуль для Neverwinter Nights по миру «Колеса» — «Истинный источник». Надеемся при первой же возможности выложить его на наш диск и описать на страницах журнала.

 

Что можно сказать в заключение? Хотелось бы надеяться, что в дальнейшем игроки и разработчики уделят чуть больше уважения копьям, пикам и их разномастной родне. Ведь даже князь Игорь, судя по слову о его полку, испытывал непреодолимое желание преломить копье в конце земли половецкой. Нам и подавно не зазорно.